Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано Окт 21, 2019 О счастье | Нет комментариев

Девятая жизненная ошибка – есть такое слово «должен».

Девятая жизненная ошибка – есть такое слово «должен».

 Прибегать к использованию слова «должен» – значит совершать большую ошибку. Многим в это вериться с трудом. В конце концов, когда вы говорите: «Я должен сделать то-то…», или «Я знаю, что должен был чувствовать так-то…», вы всего лишь ссылаетесь на то поведение или те чувства, которые принято считать уместными в данном случае. Формулировка «должен» используется для обозначения разницы между правильным и неправильным.

 И большинство из нас согласятся с этим. Вспомним Десять заповедей. В них то же говориться о том, что не стоит делать. Вспомним золотое правило: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Мы верим в то, что должны быть законопослушными и чистыми людьми.

 Ну и слава Богу скажете Вы. Мир, в котором мы живем, был бы ещё  более безумным, если бы в нем не было стандартов, правил, общественного мнения о правильном поведении. Если бы убийство рассматривалось как маленькая личная прихоть, если бы воровство и разврат были обычным явлениями повседневной жизни, вероятно, человечество уже давно бы прекратило своё существование. Так как же употребление слова «должен» может быть ошибкой? Удивительно, но факт – простое, рутинное слово способно породить массу неприятностей. Строго говоря, проблемы порождает не само по себе его произношение, а вкладываемый в него смысл.

 «Должен» – действие без размышлений. «Должен» – указующий перст у вас перед носом. «Должен» – приказ, несущий печать угрозы: «Ты не должен отклониться даже на миллионную долю миллиметра, а не то пожалеешь, а нечто будешь кругом виноват, а не то тебе будет стыдно, и другие будут показывать на тебя пальцем, и правильно сделают, потому что так они и должны поступать!» 

 Конечно, слово «должен» далеко не всегда несёт в себе такой зловещий смысл. Вы говорите: « Я должна научиться вязать» или «Я должна чаще бывать в обществе», имея в виду посетившую вас хорошую идею. Но гораздо чаще слово «должен» используется при общении к понятию о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в самом строгом, требовательном, черно-белом понимании.

 Жесткие правила относительно того, что должны и чего не должны делать люди, дают человеку чувство комфорта и уверенности в собственной добродетели. Очень часто бывает удобно и просто сделать что-то так, «как делали всегда». Мы, как правило, не хотим задумываться, анализировать, ставить под сомнение каждое предстоящее нам действие. Да и у кого есть на это время? Мы предпочитаем пологаться уже на существующие истины, которым вполне доверяем. «Мы считаем эти истины самоочевидными», – так говорится в Декларации независимости.

 Мы восхищаемся людьми, которые чисто автоматически поступают правильно. Мужчина видит, что ребёнок тонет, и немедленно прыгает в воду. «Ты же мог утонуть», – говорят ему позднее. «Я не думал об опасности, – отвечал он. – Я просто не мог, видя, что ребёнок тонет, и не попытаться помочь ему».

 Машинальные реакции сглаживают путь в обществе и даже могут спасти вам жизнь. Родители, видимо, достаточно успешно вдолбили нам в голову, что, прежде чем переходить дорогу, мы должны посмотреть в обе стороны. И вы так и поступаете, даже если переходите улицу с односторонним движением. А почему бы и нет? Никто не может гарантировать, что какой-нибудь безумный водитель не погонит свой автомобиль навстречу движению. К тому же каждый год случаются страшные истории с американскими туристами, которые попадают под машину в Англии или в Японии, в Австралии, или на Ямайке, где, в отличии от США и большинства других стран мира, движение левостороннее.

 В большинстве случаев мы не хотим лишаться комфорта, который привноситься в жизнь порядком и стабильностью. И пременяя слова «так должно быть», мы думаем именно о порядке и стабильности. Гибкость пугает. Злоупотребление ею может привести к хаосу. Чем более широкий выбор предоставляется нам, тем больше у нас возможностей сделать «ложный» выбор. Уверенность в том, что должны делать мы и все остальные, что должны чувствовать и думать люди, задаёт порядок для всей вселенной. Вы осознаете свою роль в жизни. Ваш ум свободен и может заняться размышлениями о других вещах.

 Но даже если безумное исполнение команды оказывается самым простым выходом из положения, сама вера в то, что перед вами лежит только один путь – без вариантов, без отклонений, без обходных тропинок, – способна ввергнуть нас в состояние ненужной тоски. Вот тогда и следует подумать о том, что означают заповеди «так должно быть», принятые в нашей жизни.

 Категоричное «должно быть так, а не иначе» становиться опасным в следующих случаях:

 Когда вы не можете выполнить то, что «должны», и у вас появляется чувство вины или несостоятельности;

 Когда вы сделали (или не сделали) что-то в прошлом, и сейчас вас терзают сожаления;

 Когда другие сделали (или не сделали) то, что должны были, и вас это обидело или рассердило;

 Когда вы делаете то, что «должны», но в глубине души жалеете о своём поступке, испытывая чувство вины;

 Когда вы собираетесь сделать что-то такое, чего делать «не должны», и потому переживаете чувство вины, тревоги и стресс одновременно;

 Когда то, во что вы верите ( ваше « должно быть так, а не иначе»), вступает в конфликт с тем, во что верят окружающие.

 Вы можете определить, в каких именно случаях ваша уверенность, что должно быть так, а не иначе, или что вы обязательно должны что-то сделать, особенно усложняет жизнь.

 Первый шаг конструктивного решения вопроса о том, что заставляет вас чувствовать себя виноватым, сердиться, беспокоиться, сожалеть, заключается в том, чтобы составить список всех ваших «должен» и «не должен» Что вы должны были бы сделать, но не сделали?

 Что вы сделали такого, чего не должны были делать? 

 Что другие должны были сделать по отношению к вам, но не сделали?

 Что из того, что вы должны делать, вас раздражает?

 Что из того, что вы должны делать, подрывает веру в жизненные ценности?

И что же делать если «должен» причиняет мучение?

 Теоретически неукоснительное соблюдение правил делает жизнь проще. На практике, к сожалению,  так получается далеко не всегда.

 Слово должен чем-то напоминает ботинки. Для того чтобы ботинки были удобными они должны сидеть достаточно плотно, но если они слишком туго зашнурованы или не подходят по размеру, они причиняют настоящие страдания. Вместо того чтобы помогать Вам идти быстрее, они заставляют вас присесть.

 Давайте немного разовьём аналогию. Если вы делаете только то, что должны, вы движетесь по узкому прямому пути с высокой скоростью. Но представьте себе, что вы идёте по мосту. Мост прямой и очень узкий, шириной с вашу ступню. Для того чтобы успешно пройти по нему, приходиться осторожно ставить одну ногу перед другой, необходимо полностью сосредоточиться на сохранении равновесия. Одно неверное движение – вы летите в пропасть. А теперь представьте как вы переходите такой мост на больных ногах.

 Нечто подобное происходит, когда вы пытаетесь строго, неуклонно и конкретно определить значение всех своих и чужих «долгов». Возникает большое напряжение. Одно неверное движение и вы оказываетесь в объятиях стресса, вас охватывает чувство вины или гнева.

 Если вы можете сделать мост хоть немного шире, ваш путь облегчится. Для того чтобы перейти с берега на берег вам нужен хоть какой-то мост, но если он будет пошире, а ваши ботинки поудобнее, ваше путешествие окажется намного приятнее. Если обувь не жмёт и не надо каждую секунду опасаться падения, вы получите от прогулки истинное удовольствие. Смотрите по сторонам и наслаждайтесь пейзажем. Подумайте о том, в каком направлении двинуться дальше, когда вы достигнете другого берега. В пути можно даже немного отдохнуть, и в этом не будет большого греха.

 Для того чтобы расширить мост, по которому вы идёте, придётся заново осмыслить все пункты из вашего списка.

 Говоря «должен» вы на самом деле имеете в виду следующее: «Не думай. Не ищи альтернатив. Не размышляй о последствиях. Не взвешивай «за» и «против». Просто делай так, а не иначе». Но именно тогда, когда вы просто делаете то, что «должны», – не думая, не учитывая обстоятельств, не оценивая последствий – вы скорее усложняете свою задачу, нежели ищите ее решение.

 Неслучайно словечко «должен» неоднократно всплывало при обсуждении «чтения мыслей». Если вы сердитесь на человека из-за того, что он чего-то не совершил, хотя «должен» был это сделать в соответствии с вашими невысказанными желаниями, вы не только требуете, чтобы человек прочёл ваши мысли, но и считаете его виновным в том, что он не догадался о вашем желании. Говоря себе: «Они должны сами знать» или «Они должны это сделать», вы лишаетесь преимуществ, которые приносит человеку сомнение. Обсуждения не требуется, дело закрыто.

 Слово «должен» играет важную роль в той власти над нами, которую мы передаём в руки наших критиков. Мы сами превращаем в приказ то, что (как нам кажется) они думают. Например, вас пригласили на свадьбу некой пары, намного более состоятельной, чем вы. Вы начинаете переживать из-за подарка, который, по вашему мнению, они ожидают получить: «Я должен подарить им что-то такое, что соответствует их положению. Если я не подарю им вещь, соизмеримую с подарками других гостей, все подумают, что я скряга. Но я же не могу себе позволить купить дорогой подарок! Уж лучше бы меня вовсе не приглашали!»

 Психолог Альберт Эллис полагает, что станет намного легче жить, если слово «должен» во всех его склонениях будет просто выброшено из нашего словаря. Он предлагает заменить его на оборот «хорошо бы, если…», который по мнению психолога, даёт намного большую свободу для внутреннего обсуждения. «Должно» подразумеваться только два варианта: должно и не должно. Формулировка «было бы хорошо, если …» допускает массу других вариантов. Она предлагает широкий выбор: « было бы несколько лучше» или «было бы ненамного хуже».

 Конечно было бы хорошо подарить новобрачным дорогой подарок, но если у вас нет денег, вы лишены такой возможности. Что же люди скажут? А какие люди скажут?  Насколько важны для вас критики и их мнение? Суть дела заключается в том, чтобы выйти из командного режима («Делай то!») и перейти в режим обсуждений и размышлений («А как лучше всего поступить в данном случае?»).

 Нет на свете такого долга, о котором нельзя было бы поразмыслить. Можно процитировать вечное «Не убий!» как одну из самых непререкаемых заповедей. Но даже в таких случаях делается политиками послабление для солдат сражающихся за родину во время войны; а в рамках закона для людей которые воспользовались правом на самооборону. Вы должны соблюдать ограничение скорости на дороге. Но что, если вам нужно срочно доставить пострадавшего человека в больницу, а дорога свободна?

 Существует множество приемлемых и ответственных способов расширения мостов, которые начинаются с невинных стилистических тонкостей. Люди которые никогда не ругаются неприличными словами, часто и охотно употребляют вполне невинное словечко «блин», которое можно представить как цензурную версию другого известного слова. Вам и в голову не придёт, что здесь происходит определенная модификация того, что «не должно быть», но именно так и обстоит дело.

 Начав обращать внимание на использование слова «должен», вы с удивлением отметите, что нередко заменяете им понятие «так поступают все». Вы удивитесь так же и тому, как часто без размышления принимаете указанное вам «должное» и несёте «заслуженное» наказание, не пытаясь понять, в какой степени оно является заработанным.

 Люди часто ругают себя за бездействие, даже если не имеют ни малейшего понятия о том, что надо было делать. 

Михаил не может простить себе, что ничего не сделал, чтобы помешать брату покончить жизнь самоубийством. Он говорит: « Я же видел, я должен был заметить признаки надвигающейся беды. Я должен был помочь». Он не говорит: «Я хотел бы понять. Я хотел бы иметь возможность помочь». В результате помимо печали он терзает себя чувством вины. Он сам выносит себе приговор: виновен.

 Когда вы составите полный список того, что вы «должны», и проанализируете его, вы заметите, что особенно выделяете те долженствования, возможности существования которых не существуют в природе. Утверждение звучит несколько парадоксально, но это довольно распространённое явление.

 Разбираясь в том, что вы «должны» в настоящем и в будущем, вы можете столкнуться с самой большой неразберихой, если ваши понятия о долге противоречат понятиям других. Чего, собственно и следует ожидать – ведь существует великое множество заповедей.

 Различные мнения по поводу того, как должно быть, имеют свойство при столкновении создавать хаос, даже если при этом предметом конфликта становиться сущая мелочь. Ольга говорит, «что перед тем как ставить тарелки в посудомоечную машину, их нужно сполоснуть. Ее муж Михаил считает это глупостью. Ольга считает что суповые тарелки ставят на нижнюю полку буфета. Михаил вынимает суповые тарелки из посудомоечной машины и упорно старается разместить их на второй полке. Результат дискуссии о тарелках – постоянные склоки. Напряжение ссоры возрастает, в круговорот вовлекается каждый пункт, по которому представления Ольги и Михаила не совпадают ( «Ты должен лучше относиться к моим родителям». – «Да, только пусть тогда они изменят своё мнение обо мне».). Как вы можете относиться к понятиям других о долге? Двумя способами: принять или отвергнуть.

 Принять чужие понятия о долге не так уж и просто – особенно если их обладатель критикует ваши собственные представления. Если вы нутром чувствуете, что правы, то почему вы должны соглашаться с неправильной точкой зрения?

 Однако вам вовсе не нужно всегда признавать правоту другого, даже если вы соглашаетесь поступить так, как он хочет. Вы просто допускаете мысль о том, что его представления о том, как «должно быть», могут отличаться от вашего мнения и что последствия вашей уступки могут быть предпочтительнее, чем результаты отстаивания принципиальной позиции.

 Роман работает ординатором в крупной больнице. Согласно правилам ординаторы должны спрашивать разрешения руководства, если им требуется внести изменения в график работы. Когда Роману потребовался свободный день, он не позаботился получить разрешение, а просто договорился, что другой ординатор подменит его. Придя через день на работу, Роман узнал, что главврач больницы вынес ему выговор за нарушение правил. Он стал доказывать, что выговор является незаслуженным. Роман объясняет, что разрешение требуется только для того, чтобы в каждой смене был ординатор, что и было исполнено. Главный врач согласился с трактовкой Романа, но тем не менее оставил свой выбор в силе. Почему? Потому, что ординаторы должны соблюдать существующие правила, а не устанавливать новых по своему усмотрению. И он, главный врач, несёт за это ответственность.

 Роман должен принять решение, имеет ли смысл бороться с установленными правилами. Если не имеет, то он может продолжать считать правила глупыми, но должен соблюдать их.

 В любом случае, когда понятие о том, как должно быть, вступают в конфликт, лучше всего пойти на компромисс. Вы должны будете рассмотреть и сравнить последствия отстаивания своего мнения, последствия уступки и результаты компромисса.

 Если вы хотите вращаться в определенных кругах или выйти на определенный уровень в своей компании, вам придётся усвоить понятия, принятые в них, – определённую манеру одеваться, набор правил общения и стиль поведения. Вам не нужно соглашаться с тем, что они единственно верные. Достаточно понять, что решение о согласии с принятыми правилами может оказаться более выгодным, чем решение об отказе их соблюдать.

 Если вы отвергаете чужие представления о том, как должно быть, вы вступаете в противоречие с самой идеей, воплощенной  в словах «ты должен»: «Поступай именно так и не размышляй». Но иногда, проанализировав последствия, вы можете прийти к выводу, что лучше отказаться от подчинения требованиям, которые накладывают на вас внутренние и внешние критики.

 Люди часто стремятся отнять ваше законное право-выбора.

 Мать спрашивает Ивана:

  • Когда ты последний раз говорил с сестрой?
  • Давно, – отвечает Иван.
  • Ты должен ей позвонить.
  • Пусть она сама мне позвонит. Мне не интересно общаться с ней.
  • Ты говоришь ужасные вещи. Ведь она твоя сестра!
  • Да, она моя сестра, и все то время, что я ее знаю, она была совершенно несносной!
  • Не важно. Родственники должны держаться вместе.

 Безусловно, было бы хорошо, если бы члены семьи держались вместе, но вы имеете право решить, что цена такой родственной связи слишком велика для вас.

 С другой стороны, если кто-то, облеченный властью, скажет, что вам не разрешается голосовать, или что вы не заслуживаете достойной оплаты за свой труд, или что вы не имеете права исповедовать вашу религию, самый достойный ответ состоит в том, что, несмотря на возможно очень высокую цену, вы готовы заплатить ее, чтобы остаться верным своим идеалам. Вы сами отвечаете за себя. Что вы сами считаете лучшим выбором? Что вы сами хотите сделать?

 Думать – полезно.

 Для того чтобы избежать ошибок, связанных с понятием «ты должен», надо предоставить себе возможность все обдумывать, взвешивать, сравнивать альтернативы и не бросаться что-то исполнять в автоматическом режиме. Рассмотрев представления о долге, которые сложились у вас в течении жизни, вы можете решить: одни из них оставить в силе, потому что с ними вы чувствуете себя уверенно; вторые – подчинить понятиям окружающих, потому что тогда другие будут чувствовать себя увереннее; а третьи – видоизменить или просто отбросить. В данном случае ключевым словом станет слово «решить». Вы принимаете свободное и осознанное решение. Именно вы решаете, что лучше. Именно вы решаете, что возможно. У вас достаточно полномочий, чтобы ослабить тиски тех представлений о долге, которые давят слишком сильно и мешают идти по жизни.

 «Разрешите себе свободу суждений» – совет, быть может, и тривиальный, но, бесспорно, полезный.

 

 

 

 

 

Поделись статьей или сохрани себе в:


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *